Карта 1. Схема подводного рельефа дальневосточных морей.
1 — площадь, занятая глубинами менее 200 м; 2 — площадь, занятая глубинами от 200 до 2 000 м; 3 — площадь, занятая глубинами более 2 000 м.
Материковая отмель во всех морях характеризуется преимущественно крупнозернистыми грунтами терригенного происхождения. В большинстве случаев это сложные комплексы из песка, гальки и камней с примесью ила. Интересно отметить, что большие скопления гальки обнаружены и на склоне материковой отмели (на глубинах до 800 м). В частности, залежи гальки и камней отмечены как на вершинах (300-400 м), так и на склонах банок Сюнпу, Ямато и Кито-Ямато, расположенных в центральной части Японского моря. Последнее отчасти свидетельствует о тех грандиозных сбросовых геологических явлениях, которые здесь, по-видимому, имели место в предшествующий период.
Карта 2. Схема течений в северо-западной части Тихого океана.
1 — сточные (относительно холодные) течения; 2 — океанические (относительно тёплые) течения; А — характер водообмена между Тихим океаном и Охотским и Беринговым морями (косой шриховкой показаны океанические воды); Б — водоообмен между океаном и Японским морем (океанические воды также показаны косой штриховкой).
Дно наиболее глубоких центральных участков Японского, Охотского и Берингова морей выстлано главным образом илистыми и отчасти коллоидально-глинистыми грунтами, причём эти грунты выше всего подымаются по склону в северной части Японского моря. Глубоководные грунты нередко содержат большое количество диатомей и местами имеют характернейшие прослойки вулканического пепла, что связано с периодическими выбросами огромного количества вулканической пыли вулканами, расположенными на островах. В области материкового склона залива Петра Великого на глубинах около 1 500 м найдены своеобразные грунты из так называемых туфитов, которые представляют собой конгломераты из вулканического песка и диатомей, покрытые коркой железо-марганцевых конкреций. Интересно отметить, что железо-марганцевые конкреции обнаружены и в Охотском море.
Климатические условия на Дальнем Востоке находятся в тесной зависимости от мощной муссонной циркуляции воздушных масс, господствующей во всей северо-западной части Тихого океана. Зимой над азиатским материком располагается устойчивая обширная область высокого давления, так называемый сибирский антициклон, а над океаном, к югу от Алеутской гряды, — алеутский минимум. Разница в давлении воздуха (барические градиенты) зимой исключительно велика. В результате этого в течение всего холодного периода года во всем районе дуют очень устойчивые северо-западные ветры, приносящие с собой на материковое побережье холодную, в большинстве случаев ясную погоду. Летом картина обратная — максимум давления устанавливается над океаном и зимний муссон сменяется летним. Основное значение летом приобретают юго-восточные ветры, приносящие на наше побережье относительно прохладную погоду с обильными осадками и многочисленными туманами.
Наиболее низкие температуры воздуха зимой наблюдаются в районе материкового побережья Охотского моря, так как оно наиболее глубоко вдаётся в материк и ближе всего находится от «полюса холода», расположенного в районе Верхоянска. Температура воздуха в Охотском море зимой в общем заметно ниже, чем в Беринговом море, несмотря на то, что последнее лежит севернее Охотского моря. Летом же температура воздушных масс над Охотским морем значительно выше, чем над Беринговым морем. Наибольшая амплитуда колебаний средних месячных температур воздуха в Охотском море доходит до 35 °.
Зимний муссон с весьма низкими температурами вызывает во всех дальневосточных морях очень сильное охлаждение поверхностных водных масс и образование льдов даже в таких южных районах, как побережье Кореи.
В связи с этим температура поверхностного слоя воды во всех дальневосточных морях зимой ниже средней широтной нормы (отрицательная температурная аномалия в Японском море достигает 11 °). Наиболее интенсивное образование льдов наблюдается в северной части Охотского моря, которое по этой причине называют нередко «Полярным бассейном Тихого океана». Весьма характерна кромка плавучих льдов в период их максимального распространения (февраль — март) в Беринговом море, где она в виде дуги втянута в сторону моря, в результате чего средняя южная часть моря даже в очень суровые зимы остаётся свободной от льдов. Южная и западная части Японского моря также всегда остаются свободными от льдов. Охотское же море, как правило, ежегодно целиком покрывается плавучими льдами, которые распространяются и к востоку от Курильской гряды.
Летом в связи со сменой муссонов во всех морях происходит быстрый прогрев прибрежных поверхностных вод, в результате чего возникает положительная температурная аномалия (до 7 и 8 °). Однако этот прогрев ограничивается лишь самыми поверхностными слоями и в течение всего лета почти во всем Охотском море и в некоторых районах западной половины Берингова моря на глубинах 50–100 м сохраняется промежуточный холодный слой с очень низкими, нередко отрицательными температурами; этот слой представляет собой остаток зимнего охлаждения (так называемый слой «вечной мерзлоты»). В Японском море благодаря интенсивному перемешиванию водных масс промежуточный холодный слой почти незаметен и лишь в некоторые годы отмечается под материковым берегом в северной части моря. Всё это создаёт в ряде районов наших дальневосточных морей условия, напоминающие арктические, весьма благоприятные для холодолюбивой фауны.
Годовая амплитуда средней месячной температуры поверхностного слоя воды в Японском море достигает 20 °, в Охотском море — 10-15 °, в Беринговом — 7-10 °. Столь резкие сезонные колебания температур в поверхностной толще воды накладывают глубокий отпечаток на всю прибрежную фауну, которая в основном состоит из эврибионтных видов, то есть таких форм, которые наиболее хорошо приспособились к постоянным резким изменениям внешних условий.
Система постоянных течений в северо-западной части Тихого океана состоит из двух противоположно направленных потоков: тёплого океанического течения Куро-сио (что означает в переводе с японского «чёрный поток»), являющегося продолжением экваториального течения, и сточных холодных течений, берущих начало в Беринговом и Охотском морях и образующих к востоку от Курильской гряды холодный поток под названием Ойя-сио. Тёплое течение Куро-сио нередко сравнивают с Гольфстримом в северной части Атлантического океана, однако эти два течения не равноценны. Воды Куро-сио в отличие от атлантического течения не достигают противоположного берега океана.
Основными импульсами движения водных масс в Японском, Охотском и Беринговом морях служит, с одной стороны, материковый сток, наиболее концентрированный и резко выраженный в Охотском и Беринговом морях, а с другой стороны, непрерывное поступление в эти моря через их проливы значительных масс океанических вод, создающих подпор. Во всех дальневосточных морях наблюдаются течения, в основном направленные против часовой стрелки (циклонические).
Система течений в дальневосточных морях испытывает некоторые сезонные изменения: под действием северо-западных муссонов в зимний период заметно усиливаются сточные течения, а летом под действием южных ветров возрастает роль тёплых океанических вод, связанных с Куро-сио.
В Японское море тёплые океанические воды поступают в виде мощного потока через Корейский пролив. Через этот пролив в Японское море в среднем за год поступает до 60 тысяч км³ воды, причём около 80 % этого потока приходится на тёплый период года и только 20 % падает на зимний период. Общая схема постоянных течений Японского моря может быть сведена к двум основным потокам: во-первых, к тёплому и относительно солёному Цусимскому течению, направленному на север вдоль западных берегов Японии, и, во-вторых, к холодному и заметно опреснённому сточному Приморскому течению, направленному на юг вдоль нашего материкового побережья. Второе тесно связано с первым, и чем мощнее поступление океанических вод, тем в дальнейшем более отчётливо выражено сточное течение у наших берегов.
Цусимское течение, следуя вдоль берегов Японии, образует ответвления в проливы — Сангарский и Лаперуза, и значительная часть его вод сравнительно быстро выходит из пределов Японского моря в Тихий океан и Охотское море. По мере продвижения к северу напряжение цусимского потока постепенно ослабевает, и южного побережья Сахалина достигает лишь незначительная ветвь этого, вначале весьма мощного течения. В северной части моря цусимские воды перемешиваются с местными и, сильно охлаждаясь и опресняясь, в конечном счёте и дают начало холодному Приморскому течению, направленному на юг вдоль нашего побережья. (Никакого холодного течения из Охотского моря через Амурский лиман в Японское море, как это предполагал Л. Шренк (1867), не существует. Это было ещё доказано весьма обстоятельными исследованиями В. К. Бражникова, 1904 год.)
Зимой поверхностные воды Японского моря в результате резкого зимнего охлаждения, как более тяжёлые, частично опускаются у берегов южного Приморья и Кореи в более глубокие горизонты и этим вентилируют придонные слои Японского моря. Японское море благодаря наличию мощного поверхностного Цусимского течения в виде постоянно действующей реки является по сути дела проточным морем. Водные массы Японского моря полностью обновляются, по примерным расчётам, за какие-нибудь 30-40 лет.
В Охотское море тёплые океанические воды поступают из Тихого океана преимущественно через северные проливы Курильской гряды, а сток из Охотского моря осуществляется главным образом через южные проливы, в частности через пролив Буссоль. Все это так же, как и в Японском море, создаёт в Охотском море общую циркуляцию водных масс против часовой стрелки. В соответствии с этим район западного побережья Камчатки более отеплённый, чем восточное побережье Сахалина, вдоль которого с севера на юг проходит весьма холодное и заметно опреснённое амурскими водами сточное Сахалинское течение. (Речные воды Амура почти целиком сбрасываются в Охотское море, в Японское море поступает лишь незначительная их часть.) Юго-западная часть Охотского моря, примыкающая к проливу Лаперуза, находится под сильным воздействием цусимских вод, накладывающих на фауну этого района специфический отпечаток. Однако цусимские воды в Охотском море долго не задерживаются и через проливы Кунашир и Екатерина вытекают в Тихий океан.
В Берингово море океанические воды, надо думать, поступают через различные проливы Алеутской гряды как в западной, так и в восточной её части. Вся восточная половина Берингова моря в основном заполнена водами Аляскинского залива, которые в виде мощного потока распространяются вдоль американского берега до Берингова пролива. В Беринговом проливе резко различаются два потока: один в восточной половине пролива, направленный из Берингова моря в Чукотское, и другой в западной половине пролива, направленный из Чукотского моря в Берингово. Последний значительно уступает первому, и общий суммарный сток направлен в Беринговом проливе в сторону Чукотского моря. Общий суммарный годовой сток вод в Чукотское море через Берингов пролив оценивается в 30-45 тысяч км³. При такой величине стока за один год уровень Берингова моря снизился бы на 15-20 м (!). Однако эта убыль воды через Берингов пролив непрерывно пополняется поступлением огромных масс океанических вод из Тихого океана. Вдоль западных берегов Берингова моря, так же как и в Охотском и Японском морях, доминируют сточные холодные течения, которые, как указывалось выше, и дают начало Ойя-сио.
Таким образом, во всех дальневосточных морях местные водные массы, сильно охлаждённые и несколько опреснённые, непосредственно сталкиваются с пришлыми океаническими водными массами, отличающимися относительно высокими температурами и повышенными океаническими солёностями. Водные массы различного происхождения (местные и океанические) распространяются в Японском, Охотском и Беринговом морях по-разному; несмотря на ряд общих моментов между этими морями в этом отношении имеются принципиальные отличия. В то время как в Японском море благодаря мелководности Корейского пролива Цусимское течение распространяется лишь в поверхностных слоях (до 200 м глубины), а глубинные горизонты заполнены опустившимися холодными местными водами, в Охотском и Беринговом морях океанические воды распространяются по глубинам, проникая через глубокие проливы Курильской и Алеутской гряды, и целиком заполняют котловины этих морей. На глубинах Охотского и Берингова морей наблюдаются почти неизменённые глубинные океанические воды. В соответствии с этими особенностями, как об этом подробнее ещё будет говориться ниже, в Охотском и Беринговом морях мы имеем настоящую океаническую глубоководную — абиссальную фауну, а в Японском море она отсутствует и заменена местной, опустившейся из верхних горизонтов. Глубинные районы Японского моря в отличие от Охотского и Берингова морей представляют собой характернейший пример псевдоабиссали.
Разный характер распределения водных масс в Японском, Охотском и Беринговом морях прекрасно иллюстрируется температурными данными. Японское море в температурном отношении может быть подразделены на две резко обособленные части: на юго-восточную, сильно прогретую водами Цусимского течения; и северо-западную, где господствуют сточные, сравнительно холодные течения и которая подвержена резкому охлаждению в период зимних муссонов. Условной границей для этих двух районов можно принять среднегодовую изотерму поверхностного слоя в 10 ° (совпадающую отчасти с годовой изоаномалией в 6 °), которая в западной части моря начинается примерно на широте 40°30′ с. ш., а в восточной части поднимается к проливу Лаперуза (45° с. ш.).
Особенно резко в поверхностных слоях (до глубины 200 м) температурный контраст между указанными районами выражен зимой, когда под влиянием холодных северо-западных ветров температура воды в слое от 0 до 50 м у побережья Приморья понижается до 0 ° и даже ниже, а к берегам Японии прижимаются тёплые воды Цусимского течения, имеющие на поверхности у побережья о. Хоккайдо температуру около 6-8 ° и у Корейского пролива до 14 °. Гидрологическим летом (август — сентябрь) в силу значительного местного прогрева поверхностных вод в районе Приморья температурный контраст выражен слабее. Так, вдоль нашего Приморья температура поверхностного слоя воды в августе — сентябре достигает в заливе Петра Великого около 20 °, далее к северу, примерно до мыса Золотого, — около 14 °, у японских же берегов температура в это время колеблется от 20 ° у побережья Хоккайдо до 26 ° в Корейском проливе. Таким образом, все изотермы гидрологической зимой здесь явно вытянуты к северу, а гидрологическим летом, когда Цусимское течение распространяется на значительные акватории моря, а Приморское течение заметно прогревается, положение всех изотерм в общем принимает более или менее широтный характер.
С глубиной температура в Японском море постепенно и равномерно понижается, при этом на глубине 200 м температурные контрасты между разными районами моря заметно сглаживаются, а начиная с глубины 500 м, они уже почти совсем неощутимы. На глубине 300 м температура колеблется в пределах 0,5-2,2 °; на глубинах 1000-3000 м температура около 0,1-0,5 °, то есть значительно ниже, чем на соответствующих горизонтах в самом Тихом океане (1,0-1,5 °). Глубинные горизонты Японского моря наиболее холодные в северной части Тихого океана и представляют собой как бы «глубинную Арктику Тихого океана».
Температура поверхностного слоя воды в Охотском море значительно ниже, чем в Японском (порядка 8-10 °). Лишь в юго-западной части Охотского моря, непосредственно примыкающей к проливу Лаперуза, температура поверхностного слоя около 16 ° (зона воздействия Цусимского течения). С глубиной во всем море температура резко падает, и на глубинах 50-100 м она наиболее низка, особенно во всей северной и западной половине моря, где в течение всего лета держится ниже нуля (слой «вечной мерзлоты»). С дальнейшим увеличением глубины, начиная с 200 м, температура вновь повышается, достигая на глубине 1 000 м свыше 2 °. Таким образом, наиболее резкие контрасты температур в Охотском море наблюдаются не по горизонтали, а по вертикали, и здесь мы имеем как бы два до известной степени самостоятельных водоёма, налегающих один на другой.
Берингово море по общему распределению температур весьма схоже с Охотским морем, но холодный промежуточный слой выражен менее резко, и в глубинных слоях температура более высокая, что связано, по-видимому, с значительно большим поступлением в это море океанических вод (оно и вполне понятно, так как Берингово море соединено с Тихим океаном более широкими и глубокими проливами).
Весьма любопытны и показательны для дальневосточных морей кислородные условия. В Японском море до его максимальных глубин содержание растворенного в воде кислорода весьма высокое: около 5,4-5,9 см³, или 67-70 %, то есть значительно выше, чем на соответствующих горизонтах в Тихом океане.
В Охотском и Беринговом морях картина совершенно иная: на глубине около 1 000 м резкий дефицит кислорода — всего 7-10 %, на больших глубинах количество кислорода несколько повышается и на 2000-3000 м составляет 25 %.
Такое распределение кислорода на первый взгляд кажется непонятным. Японское море более замкнутое, а в нем кислородные условия лучше, чем в Охотском и Беринговом морях. Указанное распределение кислорода всецело объясняется условиями вертикальной циркуляции. В Японском море наблюдается исключительной интенсивности и огромного масштаба вертикальная циркуляция, захватывающая всю толщу воды (интересно отметить, что в этом море и веслоногие рачки, по К. Бродскому, делают сезонные вертикальные миграции по вертикали более чем на 1 000 м). В Охотском и Беринговом морях вертикальная циркуляция захватывает лишь верхний 200-метровый горизонт и на глубинах залегают почти неизменённые океанические воды, характеризующиеся пониженным содержанием кислорода.
← Предыдущая статья | Некоторые физико-географические особенности дальневосточных морей | Следующая статья →